Специалисты отмечают ухудшение ситуации на глобальном рынке контейнерных перевозок

03.12.2018

В III квартале 2018 года ситуация на глобальном рынке контейнерных перевозок развивалась не лучшим образом. По данным из отчета Maersk, рост рынка в годовом сопоставлении замедлился до 2,7%. С начала года рост составил 4,2%, тогда как за этот же период 2017 года он достигал 5,8%. На весь 2018 год Maersk прогнозирует рост глобального контейнерного рынка на уровне 3‒4%, а в 2019 ожидается замедление до 2‒4%.

На ключевых маршрутах направления Восток-Запад спрос в III квартале 2018 г. вырос на 1,9%. На сервисах Азия-Европа объемы выросли на 2,3% ( за счет импорта в Германию и страны Восточной Европы). Динамика спроса на импорт в Великобританию, Турцию и страны Средиземноморской Европы отсутствовала.
Спрос на доставку из Азии в Северную Америку продолжал расти: по итогам III квартала объемы увеличились на 3,7%. В обратном направлении поставки снизились. Такая ситуация объясняется в первую очередь ограничениями Китая на ввоз отходов и вторсырья.

На маршрутах Север-Юг объемы перевозок в III квартале выросли на 2,1%. Низкая динамика роста связана с уменьшением спроса на импортные товары в африканских странах. Импорт в страны Латинской Америки вырос всего на 1,1% по причине сокращения внутреннего потребительского спроса. На маршрутах в страны Персидского залива и полуострова Индостан объемы выросли на 1,4%, на внутриазиатских сервисах — на 4,3%.

Основными препятствиями для стабильного роста контейнерного спроса Maersk называет увеличение пошлин, ужесточение финансовой политики США и смену стратегии инвесторов в отношении развивающихся рынков на такую, что предполагает минимальные риски. Также влияние оказывает ожидаемый выход Великобритании из ЕС.
По оценкам Maersk, введенные и еще ожидаемые в этом году меры ограничения торговли между США и Китаем скорее всего сократят потенциал глобального контейнерного рынка в 2019‒2020 гг. на 0,5‒2%.

По состоянию на конец сентября вместимость глобального контейнерного флота составляла 22 млн. TEU. За три месяца флот увеличился на 40 судов совокупной вместимостью 276 тыс. TEU. В структуре поставок преобладали контейнеровозы вместимостью от 10 тыс. TEU. Среди новых заказов на суда, которые были размещены в III квартале 2018 г., отмечено преобладание относительно небольших судов.

По данным фрахтового индекса CCFI, ставки фрахта за III квартал были в среднем на 1,2% ниже уровня прошлого года. При этом ставки на маршрутах из Азии на северные европейские порты снизились на 3,7%, на порты Средиземного моря — на 9,3%, а на порты западного побережья США выросли на 11%. Maersk прогнозирует дальнейшее снижение ставок на порты Европы из Азии в следующем году.

Ставки на чартер контейнеровозов в III квартале также упали по сравнению с предыдущим периодом, но остались выше прошлогоднего уровня. Отмечается дефицит судов вместимостью менее 7,5 тыс. TEU.