Готовы ли перевозчики перевешивать контейнеры? Inttra считает, что нет

12.07.2015

Насколько судоходство готово к выполнению стандарта SOLAS VGM, согласно которому вес каждого контейнера нужно проверить перед погрузкой на судно? Информационно-торговая платформа Inttra считает, что лишь 30% компаний смогут поддержать стандарт, вступающий в силу 1 июля следующего года. Аналитики Inttra провели опрос среди своих многочисленных клиентов и поделились результатами.

48% клиентов Inttra сообщили, что «имеют определённые сомнения» в своей готовности к выполнению новых регулировок. Ещё 10% откровенно заявили, что не будут готовы к указанному сроку. Примерно 66% ожидают от новых правил умеренных или серьёзных помех в рабочем процессе.

Компания Inttra была основана в январе 2001 года благодаря совместным инвестициям ведущих мировых судоходных и логистических компаний, в том числе СМА CGM, Hamburg Sued, Hapag-Lloyd, Kuehne&Nagel International, Maersk Sealand, Mediterranean Shipping Company, P&O Nedlloyd и United Arab Shipping Company. Информационные услуги Inttra позволяют судоходным компаниям, их клиентам и посредникам рационализировать процесс транспортировки. Inttra дает возможность делать заказ, а потом следить за продвижением груза по нескольким судоходным компаниям, как за одним процессом. Через компанию проходит около четверти заказов на контейнерные перевозки в мире. С Inttra сотрудничают около 50 перевозчиков и 110.000 грузоотправителей и экспедиторов. Опрос был проведён среди 410 наиболее активных клиентов.

Новые требования к взвешиванию контейнеров являются поправкой к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (SOLAS 74), принятой Международной морской организацией (IMO). Цель поправки — устранить несовпадение веса контейнера, указанного в документах, с его реальным весом. Такое несовпадение может оказаться смертельно опасным для судна и его экипажа.

Чтобы контейнеры начали проходить проверку веса, всем участникам процесса перевозки придётся серьёзно пересмотреть нынешнюю бизнес-практику. К примеру, придётся договориться, когда именно грузоотправитель должен предоставить требуемую информацию. Указывать вес контейнера при подписании заказа слишком рано, поскольку отправитель может сам его не знать. Ждать, пока будет предоставлена отгрузочная инструкция, — тоже неподходящий вариант, поскольку перевозчик не успеет включить информацию в общий грузовой план судна. Также имеет значение, каким способом будет передана информация. Новая поправка рассчитана на электронные сообщения, но многие компании всё ещё используют для этих целей факс или телефон. Им придётся серьёзно перестроить привычный рабочий процесс.

Заинтересованные стороны уже сейчас разрабатывают новую рабочую схему, не дожидаясь, пока правила вступят в силу. Коалиция перевозчиков агропромышленной продукции и участники Тихоокеанского стабилизационного соглашения создали рабочий комитет, в который входит 25 перевозчиков из коалиции, восемь контейнерных линий и три разработчика программного обеспечения. В рамках комитета были сформированы рабочие и дискуссионные группы, в которых могут поучаствовать онлайн все заинтересованные лица. Один из самых бурно обсуждаемых вопросов — где найти деньги для перехода на новые стандарты и цифровые технологии, необходимые для их поддержки.

Дискуссионная группа насчитывает более 100 участников, в том числе такие компании, как APL, BDP International, CEVA, Damco, Hapag Lloyd, Hamburg Sud, Kuehne + Nagel и United Arab Shipping. Организаторы группы подчёркивают свободный характер присоединения к дискуссии: участникам нет необходимости быть клиентами Inttra, чтобы быть услышанными.

«Единственный способ облегчить введение обязательной проверки веса контейнера — это максимально использовать электронную коммерцию, — считает президент Inttra Ирина Кузнецова. — Создав общее информационное поле, мы сможем компенсировать недостаток подготовки на местах. Некоторые аналитики считают, что SOLAS VGM станет для судоходства тем же, чем была для мирового бизнеса „проблема 2000-го года“. К таким кризисам лучше быть готовыми заранее».